пятница, 27 февраля 2015 г.

БЕЗЫМЯННАЯ ВЫСОТА


БЕЗЫМЯННАЯ ВЫСОТА
Хроника
Памяти Курбана Бадельбаева

…От полка осталось 32 штыка –
шли из окружения от самого Бреста.
Всего-то начальства – писарь полка,
последняя позиция – холм безымянный,
что стал для альпийских стрелков Эверестом.
Взрывом гранаты мне порубило глаза;
командир наш, писарь полка Соломин,
снял с себя мокрый бинт, завязал мне глаза
и сипло сказал: «Посмотрим,
нас ещё двое,
                    мы им дадим рукопашную,
меня узнаешь по голосу,
остальные – не наши…»
Я бежал рядом с Соломиным,
упираясь штыком в темноту.
Спотыкался и падал,
                    вставал,
воздух прикладом круша.
У ног моих бился, хрипел, умирал Соломин,
они гоготали, меня окружа.
Не знал я, что гибнуть придётся
                                        в таких условиях…
Сержант Соломин вёл боевой дневник:
«Выйдем к своим,– говорил,–
для отчётности пригодится».
Кто дезертировал,
Кто геройство в боях проявил,
кто где похоронен –
всему вёл учёт полковой писарь Соломин.
Когда на кордоне лесном
погиб пулемётчик Корнилов
и не осталось больше в полку коммунистов,
писарь Соломин, раненым горлом сипя,
клялся со всеми и, нарушая устав,
принял в партию
                    весь наличный состав
полка. В том числе и себя.
Все заявления, сколотые ржавой булавкой
сохранились в сыром планшете:
«Я, рядовой Семёнов Петр Ильич, из Саратова, улица Кровельная, 17, имею четыре класса образования, грамотный. Соцпроисхождение – бондарь. Прошу считать членом ВКП(б). Имею жену Марию и пятерых деток. Машенька, если что – возвращайся к отцу в деревню…»
И приписано рукой Соломина: «Пал коммунистом за Родину у моста через реку Серень 20 августа 1941 г. Достоин ордена Красной Звезды».
«Я, рядовой Садыков Хамит, из аила № 5 около города Ош, неграмотный по-русски и по-киргизски. Соцпроисхождение – трудовой пастух. Имею мать и отца, убитых басмачами. Тяжело ранен в бою за Родину. Умирая, прошу принять в партию ВКП(б), записано с моих слов сержантом Соломиным». Вместо подписи – кровавый отпечаток пальца.
И ниже – тем же округлым писарским почерком: «Принял смерть коммунистом на высоте 230 у деревни Голенькой 25 августа 1941 г. Достоин ордена Красной Звезды».
Через тридцать лет
пионеры отроют планшет,
               документам размытым поверят райкомы
                                                                      и военкомы.
Всех, кого принял в партию,
кого представил к награде
сержант Соломин,– примут и наградят
посмертно.
Высота 230 на старенькой карте-трёхвёрстке
обозначена цилиндрическими
                                        неправильными овалами
будто рисунок папиллярных линий.
Высоты, которые мы держали,
похожи на кровавые отпечатки
солдатских пальцев!..
Безымянная высота.
Почему безымянная?
Тридцать отдали ей навсегда свои имена.
Четыре Ивана, три Петра, два Ахмета
Хамит и Саша,
Кирилл, Владимир, Исаак
и маленький санинструктор Агаша…

МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ЖУРАВЛИ». Архитектор Юрий Иванович Менякин. Торжественно открыт 9 мая 1982 года. Парк Победы, Саратов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий